19.08.2022

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Существующий в стране контроль за качеством разделяется на внутренний, выполняемый, как правило, руководителями различных звеньев строительного управления, и внешний - органами государственной власти и специальными инспекциями.


Методы контроля:


  • оформление разрешения на производство строительных работ (отдельно на “нуль” и надземную часть);
  • промежуточный (профилактический) контроль за строительством (предписания, запись в журнал работ);
  • приёмочный контроль качества (в составе Госкомиссии).


Банковский контроль (контроль за количеством, комплектностью).


Ведомственный уровень управления качеством - вышестоящие организации.


Производственный уровень управления качеством:


внутрипроизводственные службы управления качеством (у проектантов, в стройиндустрии, в строительно-монтажных организациях).


Внутренний технический контроль - исполнители, прораб, на которого зарегистрирован объект.

Выборочно - главный инженер (руководит входным, операционным и лабораторным контролем). Роль лаборатории - контроль за ГОСТами, испытания материалов. Технадзор заказчика - участвует на всех стадиях контроля - от начала работ до приёмки в эксплуатацию.

Авторский надзор проектных организаций.


Общественный контроль - общественность под руководством главного инженера и главного технолога (распределение общественных благ организации в зависимости от качества труда).

Это многообразие систем контроля далеко от совершенства.


Задача повышения качества может быть успешно решена в условиях действующей комплексной системы управления качеством строительной продукции. Она построена на четырёх принципах:


  • принцип стандартизации - все функции системы качества регламентируются госстандартами, нормативами, стандартами предприятия;
  • принцип системного подхода - распространение системы на все стадии и уровни строительства;
  • принцип обратной связи - контроль качества СМР, изучение информации и принятие решения на этой основе;
  • принцип динамичности - непрерывный процесс совершенствования системы контроля качества, внедрения НТП, изменений, происходящих в нормативной документации.


Качество строительства - это соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным решениям и нормативам.


Растёт за счёт: прогрессивных проектных решений, материалов и конструкций, повышения квалификации строителей. Однако, по расчетам, около 2,5 % сметной стоимости уходит на ликвидацию брака.

Различают: качество потребительское (внешний вид) и качество производственное (соответствие продукции требованиям нормативов), на которое влияет уровень качества проектирования, изготовления строительных материалов и изделий и производством СМР.

Организационно-технической основой Единой системы государственного управления качеством продукции является Государственная система стандартизации, создающая основу для проведения единой государственной политики в вопросах качества.